Методичка вместо закона
Минтруд не планирует вносить поправки в федеральное законодательство, обязывающие регионы внедрять сопровождаемое проживание для инвалидов. Речь идет об альтернативе психоневрологическим интернатам — когда люди, не способные к полноценному самообслуживанию, находятся фактически в домашних условиях, получая при этом помощь специалистов. На необходимость закрепить в нормативно-правовых актах формы сопровождаемого проживания указывал в своих поручениях президент Владимир Путин. Минтруд решил ограничиться методическими рекомендациями для субъектов, сказано в проекте доклада ведомства правительству.
В психоневрологических интернатах (ПНИ), по данным Минтруда, сейчас живут больше 150 тыс. человек. Среди них не только люди с ментальными нарушениями, но и другие инвалиды, а также старики, которые не могут сами за собой ухаживать. Одних определили в ПНИ родственники, у других не осталось близких. Часто для людей это единственная возможность не оказаться на улице или одному в четырех стенах в беспомощном состоянии. Поэтому в ПНИ, несмотря на очень некомфортные условия проживания (большие палаты, строгий режим, множество запретов), постоянно — очереди.
С начала этого года Минтруд изучал опыт сопровождаемого проживания людей с ограниченной дееспособностью, о чем писали . Это альтернатива интернатам, к которой уже переходят, например, Германия, Франция, Финляндия, Швеция. Выглядеть сопровождаемое проживание может по-разному: малокомплектные общежития квартирного типа, социальные деревни, уход за нуждающимися на дому и т.д.
В августе президент Владимир Путин дал правительству поручение о нормативно-правовом закреплении различных форм сопровождаемого проживания инвалидов. Затем вице-премьер Ольга Голодец дала аналогичное указание Минтруду, а также Минздраву, Минфину и Минэкономразвития.
В Минтруде считают, что нынешняя нормативно-правовая база позволяет регионам внедрять практику сопровождаемого проживания: субъекты могут принимать местные законы, что часть из них уже сделала. Об этом говорится в проекте доклада министерства правительству РФ, разосланном в ведомства, за подписью первого замминистра труда Алексея Вовченко (копия документа есть в распоряжении ). Минтруд со своей стороны пообещал обобщить лучшие региональные практики и подготовить до 1 декабря 2017-го методические рекомендации по организации сопровождаемого проживания инвалидов.
По данным Минтруда, подобные проекты реализуются в 21 регионе. В частности, в Вологодской области выпускники детских домов-интернатов для умственно отсталых (обычно такие ребята после выпуска автоматически переводятся в ПНИ) живут в социальных общежитиях в одноместных и двухместных комнатах. В Забайкалье молодые инвалиды с ментальными нарушениями селятся в специально организованных «социальных деревнях». В Петербурге сопровождаемое проживание молодых инвалидов организуют на базе социальных квартир.
В Калужской области создано отделение сопровождаемого проживания при доме-интернате. В нем вместе живут заведующий филиалом, воспитатель и девять инвалидов, рассказала замминистра труда и соцзащиты региона Татьяна Романова. Для пилотного проекта были отобраны люди, которые частично могут ухаживать за собой и даже работать.
В Минтруде воздержались от комментариев. В Минфине и Минэкономразвития на запрос сообщили, что ответственный исполнитель этого поручения — Минтруд. Минздрав не предоставил оперативный ответ.
Эксперты отмечают, что при таком подходе решение вопроса с сопровождаемым проживанием будет зависеть от доброй воли администрации региона. И даже при ее наличии в местном бюджете может просто не оказаться на это денег — объем средств на соцобслуживание граждан сокращается. Так, в 2014 году на эти цели субъекты закладывали 229,5 млрд рублей, а в 2016 году — всего 190,5 млрд рублей. Как следует из проекта доклада Минтруда, ведомство признает, что стационарозамещающие технологии распространены недостаточно и не могут удовлетворить потребность всех нуждающихся.
Член Совета по попечительству в социальной сфере при правительстве Елена Клочко отметила, что в ПНИ человек живет на полном обеспечении, но при этом он абсолютно несвободен: за него решают, что он будет есть и что носить, можно ли ему гулять и т.д. И в этом все жители ПНИ находятся в одинаковом положении. При сопровождаемом проживании человек получает лишь конкретную помощь и присмотр, которые ему нужны, а в остальном строит свою жизнь сам.
В большинстве регионов сопровождаемого проживания нет даже в виде пилотных проектов, отметила сенатор от Архангельской области, возглавляющая рабочую группу СФ по защите прав ментальных инвалидов Людмила Кононова. Во многих субъектах (например, Архангельской области) предпочитают стимулировать граждан брать недееспособных людей в приемные семьи.
Людмила Кононова подтвердила, что методические рекомендации министерства не являются нормативно-правовым актом и ни к чему регионы не обязывают.
— Региональное министерство финансов в условиях нехватки средств может сказать: «А где написано, что мы это должны делать?» — пояснила сенатор . — Если будет принят федеральный закон, у министра соцзащиты региона появятся аргументы. У нас должна быть единая терминология и единая социальная политика на всей территории государства. Иначе возникает вопрос, почему в одном регионе люди живут только в интернатах, а в другом — в том числе и в квартирах с сопровождением.
По итогам заседания 7 ноября рабочая группа СФ пришла к выводу, что положение о сопровождаемом проживании надо вносить в закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Разработанный сенаторами законопроект уже направлен в Минтруд.